Главная » Статьи » Археология » Военная археология

Самолет во льдах Гренландии

Началась эта история в июле 1942 года, в самом начале Операции "Болеро". Союзные войска предприняли попытку переправить своим ходом несколько самолетов из Америки по цепочке секретных северных аэродромов в Европу. 15 июля в воздух поднялись два бомбардировщика В–17 и эскорт, состоящий из шести истребителей Р–38. Целью назначения должен был стать Рейкявик.

 

 

Рано утром в самом начале перелета эскадрилья попала в густую облачность и была вынуждена набрать высоту в 4км, чтобы сориентироваться. Вскоре летчики насквозь продрогли на морозе, видимость не улучшалась и эскадрилья решила вернуться на базу. Вынырнув наконец из облаков, пилоты поняли, что оказались на восточном побережье Гренландии в двух часах лета до ближайшего аэродрома. Керосина оставалось в лучшем случае на 20 минут и аварийной посадки избежать не удавалось.

 

 

Первым решили сажать один из Р-38, у них было меньше горючего. Один из пилотов, Брэд МакМанус попробовал сесть с выпущеными шасси т. к. непонятно было, что внизу - снег или лед. Если лед, то можно было дождаться доставки керосина и своим ходом вернуться на базу. Увы, там был снег, проехав 200 метров, передняя стойка зарылась глубоко в снег и истребитель скапотировал. Остальные самолеты удачно сели "на брюхо".
25 человек собрались на леднике, посчитали запасы, быстро соорудили подобие обогревателя из частей самолетов и стали пытаться наладить связь со своими.
Через три морозных дня установился радиоконтакт и пилотам попытались сбросить на парашютах припасы. Первые два контейнера резво унеслись за горизонт, прежде чем их купола удалось погасить, со следующими справиться удалось. Наконец до пилотов добрались на собачьих упряжках, и, собрав личные вещи и уничтожив электронику, все отправились на побережье где и были подобраны береговой охраной.
Ограниченные ресурсы не позволили вывезти эти самолеты с места вынужденной посадки. А сама эскадрилья получила название "Пропавшей". Война закончилась, но о "Пропавшей Эскадрилье" не забыли. Между 1977 и 1990 годами одиннадцать экспедиций предприняли попытку найти и вывезти самолеты. Считалось, что они должны были прекрасно сохраниться во льдах. Суровая природа и несовершенство поискового оборудования не позволили поисковикам достичь своих целей.

 

 

 

В 1988 году двум исследователям наконец удалось напасть на след. Выяснилось, что за 46 лет самолеты опустились почти на 90 метров в лед и были отнесены в сторону движением ледника на 4,5 км. Патрик Эппс и Ричард Тэйлор с помощью пара пробурили скважину во льдах и наткнулись на остатки неопознанного самолета.
Из-за большой глубины планы откопать самолеты или взорвать лед перестали быть реалистичными. Но парни не сдались и вскоре вернулись со спец инструментом, прозванным "Супер сусликом". Он представлял из себя цилиндр полтора метра в высоту и метр двадцать в диаметре. Коническое дно было покрыто медными трубками, по которым циркулировала горячая вода. Со скоростью 60 см в час "Супер суслик" погружался в лед, талая вода откачивалась и в конце-концов тепловой бур уперся в препятствие - крыло В-17.
Когда спустились в ледовый колодец и расплавили лед вокруг самолета, оказалось, что он был почти раздавлен льдом. Поднимать было нечего и разочарованные Эппс и Тэйлор вернулись домой.
Дома, хорошенько подумав, парни поняли, что Р-38 имел конструкцию планера намного жестче и скорее всего мог сохраниться получше. Через 2 года в течение месяца тепловой бур опускался под лед, затем паром под давлением освобождали фюзеляж и стало ясно, что действительно, истребитель сохранился намного лучше.
Команда техников спустилась в ледяную пещеру и начала постепенно разбирать самолет и поднимать его по частям на поверхность. Работа была опасной, лед иногда обрушивался. Центральную часть фюзеляжа поднимали почти 2 дня. 
И вот, 50 лет спустя 74летний пилот Брэд МакМанус снова стоял рядом с самолетом своей эскадрильи, который пилотировался его товарищем, Гарри Смитом.

 


Все детали самолета были отправлены в Америку, где начался долгий процесс реставрации самолета. Некоторые детали пришлось создавать заново, некоторые можно было восстановить. Самолет получил прозвище 'Glacier Girl'. Множество энтузиастов и компаний спонсировали проект и через 9 лет куча запчастей снова стала самолетом, способным летать. Он полетел 26 октября 2002 года на глазах 20000 зрителей.
Источник:http://live.warthunder.com/post/341180/ru/?comment=1385531

Категория: Военная археология | Добавил: Admin№3 (23.11.2016)
Просмотров: 661 | Теги: археология, самолет | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0
avatar